Логин
Пароль
Главная Полезное Статьи Все ли гибриды «одинаково полезны»?

Все ли гибриды «одинаково полезны»?

Разберём основные отличия между разными типами гибридов.

Всё чаще мы видим в обозначениях названий новых авто следующие аббериатуры: MHEV, HEV, FHEV, PHEV, EREV, BEV, FCEV. Нетрудно заметить, что все их объединяют последние буквы EV – electric vehicle. И, разумеется, все понимают, что эти модели – «электрички» (именно так обычно в разговорах называют все эти разновидности гибридов и электромобилей). Но в чём их различия знают далеко не все. А они огромны! Попробуем буквально в двух словах объяснить разницу в степени "гибридности" разных автомобилей.

Кстати, первый по-настоящему гибридный автомобиль появился ещё в XIX веке! Правда, в самом его конце – 1899 году. Lohner-Porsche Mixte Hybrid имел бензиновый двигатель, который питал 2 (в дорожной версии) или 4 (в гоночной версии) мотор-колеса. При этом в том же году гоночный электромобиль от La Jamais Contente разогнался до скорости более 100км/ч! А первый серийный электромобиль был создан ещё раньше – в 1891 году Уильямом Моррисом.

Как бы странно это ни звучало, но в те времена подобные конструкции распространения не получили именно вследствие бурного развития производства авто с ДВС. Конечно, сказалось и отсутствия технологий, позволяющих сделать ёмкий, надёжный и компактный аккумулятор. Вернулись к гибридным и полностью электрическим схемам лишь недавно, в основном благодаря появлению подходящих для таких транспортных средств батарей. Хотя попытки сделать электромобиль предпинимались на протяжении всего XX века многими автопроизводителями, в том числе и в СССР (ВАЗ-2801 из 1976 года тому подтверждение). Однако, как и раньше, всё упиралось по большей части в аккумуляторы, а точнее – в их отсутствие.

При поддержке VIN-декодера приходится вникать во все тонкости современного электромобилестроения, чтобы максимально полно и корректно отобразить ту или иную информацию в результатах расшифровки VIN.

Итак, как обычно, постарались всё систематизировать и свести в одну табличку (кстати, она оказалась даже не очень большой и сложной). Таблица находится чуть ниже по тексту, который мы всё же рекомендуем прочитать, раз уж вам интересна эта тема. Мы постарались дать минимум информации, не вдаваясь в технические подробности реализации той или иной схемы, а также без поиска плюсов и минусов каждого варианта гибридного автомобиля.

MHEV – Mild Hybrid Electric Vehicle или «мягкий» гибрид

Самый неэлектрический из гибридов. Грубо говоря, это обычный бензиновый (реже дизельный) автомобиль. Отличает его только наличие в системе трансмиссии маломощного электромотора (стартер-генератора), который может лишь чуть помогать ДВС при разгоне и который питается от батареи небольшой ёмкости, заряжающейся во время работы топливного двигателя на холостом ходу и используя рекуперацию энергии от торможения. От зарядных станций или бытовой розетки зарядка не предусмотрена. Собственно, это как KERS в Формуле-1. Пример автомобиля – FIAT Panda mild-hybrid 2020 года.

Использовать только электротягу для движения такой гибрид не может от слова «совсем».

HEV – Hybrid Electric Vehicle

Такой автомобиль уже больше использует электричество. Эксплуатационно отличается от «мягкого» гибрида в целом только тем, что уже имеет возможность на низких скоростях (и недолго) двигаться с использованием электромотора, то есть без задействования ДВС. Конструктивно же отличий больше. Такой гибрид уже может иметь не один только электромотор в составе трансмиссии (как, например, у KIA K5 TF HEV 2013 года), а несколько, которые также приводят в действие непосредственно передние и/или задние колёса (в Honda Civic e:HEV один мотор работает совместно с ДВС, а второй может вращать передние колёса).

FHEV – Full Hybrid Electric Vehicle или полностью гибридный электромобиль

Название уже говорит само за себя – это полноценный гибридный автомобиль. Он уже может двигаться как с приводом от ДВС, так и полностью на электротяге, но вот к розетке пока ещё подключаться не может. Заряжается, как и предыдущие варианты, от ДВС и за счёт рекуперации энергии торможения.

PHEV – Plug-in Hybrid Electric Vehicle или подключаемы гибрид

Если все описанные ранее типы гибридов помогают экономить горючее лишь за счёт использования энергии торможения и от работы двигателя на холостом ходу (что в целом снижает расход топлива, но не так, чтобы очень сильно). Например, при длительном движении с постоянной скоростью без торможений никакой экономии топлива даже у полного гибрида не будет.

Подключаемый гибрид отличается от полного гибрида всего одной, но весьма важной функцией: возможностью заряжать батарею от внешней сети. Такое решение позволяет не только экономить топливо (теоретически не использовать его вообще, постоянно заряжая батарею автомобиля), но и значительно увеличить запас хода, если одновременно залить полный бак и полностью заправить аккумулятор (который, как правило, более ёмкий, чем у HEV). Причём зарядить подключаемый гибрид можно даже от бытовой электросети.

Конструктивно, пожалуй, самый сложный из гибридов, т.к. даёт возможность и передавать на колёса момент и от ДВС и от электромоторов, и подзаряжать батарею от ДВС/трансмиссии и от сети. Лучше всех, наверное, с задачей справились конструкторы TOYOTA Prius, благодаря использованию планетарного редуктора.

EREV – Electric Range Extended Vehicle или электромобиль с увеличенным запасом хода

Всё новое – это основательно подзабытое старое! В EREV-гибридах используется последовательная компоновка (все предыдущие основывались на параллельной), то есть двигатель не связан механической трансмиссией с колёсами, а используется только как генератор. Именно такой принцип был использован в Lohner-Porsche Mixte Hybrid более 125 лет назад! Правда, EREV-гибриды оснащаются также мощной батареей, которую можно подзарядить от внешней сети, как и PHEV-гибрид. Электромобили с увеличенным запасом хода получают широкое распространение в последнее время, ведь он (запас хода) таких авто достигает 1 100 км даже при их немалом весе вследствие установки АКБ большой ёмкости (например, POLAR STONE 01).

PS: Можно также встретить аббревиатуру REEV (это то же самое, что и EREV) или ERV, которую используют как торговое обозначение для модели VOYAH Free ERV.

BEV – Battery Electric Vehicle или аккумуляторный электромобиль

Что же ещё можно сделать? Например, совсем убрать из автомобиля ДВС. В таком случае он становится ещё проще по конструкции, чем EREV-гибрид и значительно проще любого другого гибрида, ведь из него исчезает сложнейший узел – двигатель внутреннего сгорания (который кроме топлива требует также регулярного и довольно дорогостоящего обслуживания), а вслед за ним и механическая трансмиссия, которая также требует регулярного ТО. К тому же отсутствие как двигателя, так и трансмиссии значительно снижают общий вес транспортного средства. Конечно, такой автомобиль требует постоянного наличия доступной розетки и «на юга» на нём уже не махнёшь. Но в ряде случаев использование автомобилей «на батарейках» вполне оправдано.

В итоге мы получили электромобиль в чистом виде, простота конструкции которого обуславливает постоянное появление как новых брендов (LI AUTO, NIO и т.д.), так и транспортных средств в продуктовых линейках компаний, доселе не вторгавшихся в эту нишу рынка. То Xiaomi выпустит спорткар, то Huawei – кроссовер, то Sony заколлабится с кем-нибудь.

FCEV – Fuel Cell Electric Vehicle или гибрид топливных элементах

Транспортные средства на топливных элементах стоят несколько особняком. Они так же, как и аккумуляторные электромобили, имеют нулевые выбросы, но при этом их нужно заправлять топливом. Второй их особенностью является само топливо. Это – чистый водород. Для выработки электричества в таких автомобилях используется химический процесс окисления водорода кислородом воздуха на поверхности катализатора, который происходит в топливных элементах и сопровождается высвобождением электронов, создающих ток, вращающий в итоге электромоторы. Результатом химической реакции является вода. Несмотря на то, что первый автомобиль на топливных элементах (Chevrolet Electrovan) появился в 1966 году, широкого распространения такие автомобили пока не получили, ведь для этого требуется сеть специальных заправочных станций, а сам водород крайне взрывоопасный и хранится под давлением в разы большем, чем сжатый или сжиженный газ.

Как правило, FCEV-гибриды не имеют аккумулятора, однако модель Honda CR-V e:FCEV оснащена не только аккумулятором, но и возможностью подзарядки его от внешней сети. Можно, пожалуй, даже сказать, что это новый тип подключаемого гибрида: PFCEV – Plug-in Fuel Cell Electric Vehicle. Но не будем пока забегать вперёд, такого типа гибридных автомобилей официально не существует. По крайней мере пока 🙂


А далее - обещанная сводная таблица с особенностями каждого типа гибридов и электромобилей.

Особенности гибридных автомобилей разного типа
  MHEV HEV FHEV PHEV EREV*) BEV FCEV
источник электричества батарея батарея батарея батарея батарея батарея H2
зарядка от ДВС + + + + + - -
рекуперация энергии торможения + + + + + + +
зарядка от сети - - - + + + ±**)
привод от ДВС + + + + - - -
привод от ЭМ - ± + + + + +
выхлоп СО+СН СО+СН СО+СН СО+СН СО+СН отсутсвует H2O
*) - также можно встретить обозначение REEV
**) - существует только одна модель с подзаряжаемой от сети батареей

Пробить VIN гибрида и узнать максимально возможную информацию Вы всегда можете на нашем сайте: VINformer.SU.

x0pek,
26.03.2025